Объединение для разделения


Подписание Транстихоокеанского партнерства (ТТП) стало неприятным сюрпризом для Китая. Как и Россия, Китай не ожидал настолько скорого прогресса в подготовке соглашения, сомневался в его осуществимости и, как минимум, рассчитывал на наличие запаса времени для выработки реакции. При этом если для России с ее преимущественно сырьевым и оружейным экспортом прямые последствия создания этого объединения на первых порах будут ограниченными, то для КНР вопрос о реагировании на этот новый вызов будет иметь принципиальное значение.

Пока Китай стремится сохранить для себя максимальную свободу действий в отношении данного объединения. Си Цзиньпин ранее выступал с завуалированной и ограниченной критикой ТТП как соглашения, ведущего к «фрагментации» региона, но, строго говоря, никакие возможности пока не исключены. Со стороны китайских специалистов неоднократно можно было услышать высказывания в духе «не важно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей». В апреле президент околоправительственного Центра исследований Китая и глобализации Ван Хуэйяо заявил: «Не имеет смысла создавать мир, разделенный торговыми блоками. США должны присоединиться к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, а Китай должен стать частью ТТП».

Китайские специалисты признают, что интеграция в объединение может предоставить новые стимулы и возможности для модернизации китайской экономики, прежде всего системы государственного регулирования. В то же время в Пекине ясно понимают, что процесс ратификации соглашения обещает быть весьма сложным, в том числе учитывая отношение лидеров нынешней президентской кампании США к соглашению. Китай намерен внимательно наблюдать за этим процессом, и китайская позиция будет меняться в зависимости от того, в каком направлении он повернет.

Влияние Китая на экономику развитых стран должно вырасти

МВФ предупредил о рисках интеграции страны в глобальную финансовую систему

Складывающийся политический контекст позволяет предположить, что присоединение к ТТП для Китая в обозримом будущем неосуществимо. Объединение сознательно позиционируется Соединенными Штатами как проект, нацеленный на ограничение китайского влияния. Фактически вопрос ставится таким образом, что любые попытки КНР присоединиться к объединению будут равнозначны признанию собственного подчиненного статуса и готовности следовать установленным без его участия правилам.

Известная статья американского президента Барака Обамы в The Washington Post в начале мая прямо увязывала проект ТТП с конкуренцией с Китаем и необходимостью противостоять китайской инициативе Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП). Это уже не первый выпад Обамы в адрес Китая в связи с подготовкой ТТП – в октябре 2015 г. он заявил: «<...> Мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила, открывая новые рынки для американской продукции и устанавливая высокие стандарты для защиты работников и сохранения окружающей среды».

Использование подобной конфронтационной риторики необычно для подготовки многосторонних торговых соглашений. Речь идет не об однократных не до конца продуманных высказываниях с целью обеспечить политическую поддержку соглашению, а о систематической практике. О природе ТТП говорит опубликованное в конце апреля письмо восьми бывших министров обороны США к конгрессу, в котором соглашение прямо увязывалось с интересами национальной безопасности США и все той же необходимостью «не дать Китаю писать правила».

Между тем если бы Китай задумал присоединиться к ТТП, то ему пришлось бы осуществить целый комплекс болезненных реформ. Прежде всего эти реформы предполагали бы свертывание большинства видов поддержки госкомпаний, до сих пор составляющих основу китайской экономики. Потребовалось бы коренное реформирование рынка труда с появлением независимых профсоюзов, что, в свою очередь, имело бы глубокие последствия для общественно-политической жизни. Предусмотренный ТТП механизм урегулирования споров между инвесторами и государством дополнительно усложнил бы ситуацию, позволив иностранным компаниям подавать в суд на КНР за нарушение условий соглашения.

Проведение подобных реформ, да еще и в нынешней непростой экономической ситуации было бы трудно осуществимым. Правительству, решившемуся на них, пришлось бы преодолевать сопротивление могущественных групп интересов и принимать непопулярные решения. После заявлений со стороны США задача становится политически нереализуемой. Вероятно, авторы фраз о необходимости «не дать Китаю писать правила торговли» прекрасно понимали это. Ситуация дополнительно усложняется из-за возможного в будущем присоединения к организации Тайваня.

Прогресс ТТП, таким образом, следует воспринимать в качестве одного из элементов нарастающего противостояния США и Японии с одной стороны и Китая – с другой, что постепенно будет подталкивать менее крупных игроков к необходимости сделать выбор в чью-то пользу.

Важным в этой связи будет результат рассмотрения в Гаагском арбитраже иска Филиппин к КНР по вопросу о территориальных спорах в Южно-Китайском море. Процесс, инициированный в 2013 г., не имеет перспектив с точки зрения разрешения противоречий в этом регионе. Китай еще в 2006 г. сделал заявление о том, что не будет участвовать в процессе, ссылаясь на ст. 298 Конвенции ООН по морскому праву, которая устанавливает право государств отказываться от участия в подобных процессах, если затронуты вопросы суверенитета. Смысл процесса состоит в создании ситуации выбора для стран не только Азиатско-Тихоокеанского региона. Мобилизация каждой из сторон своих сторонников (Китай заручился поддержкой 40 стран; США, Великобритания, Австралия, Вьетнам поддерживают Филиппины) приведет в скором будущем к появлению многостороннего международно-правового спора, который дополнительно осложнит отношения со многими из участников ТТП.

Автор – старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН